Содержание
Для того чтобы дети могли осваивать учебную программу во время карантина, у них есть возможность проходить школьную программу на дистанционном обучении. Это означает, что, находясь дома, ребенок продолжает учебный процесс. Но здесь возникает множество трудностей, связанных с дистанционным обучением, среди которых наиболее распространённое – нежелание детей учиться дома.
Почему дети не хотят учиться дома?
С психологической точки зрения низкая мотивация детей к обучению дома имеет свои причины.
- Во-первых, у детей (как и у взрослых) некоторые места ассоциируются с определенной формой поведения.
Например, в игровых комнатах дети начинают активно бегать и играться, а у бабушки с дедушкой они могут себя вести по-другому, чем дома у мамы с папой. Дети привыкают, что обучение связано со школой, а когда приходят домой – то отдыхают. Поэтому, оказываясь в условиях дистанционного обучения, мозг воспринимает дом как место отдыха, а не учебы.
- Во-вторых, не срабатывает программа действий и ритуалов, связанных с подготовкой к обучению.
Перед походом в школу дети обычно осуществляют некоторый алгоритм действий (своего рода ритуал) подготовки к школе. Сюда относиться просыпание утром в определенное время, гигиенические процедуры, завтрак, выбор одежды, собирание рюкзака и так далее. После всех этих действий организм ребенка «настроен» идти и обучаться. При обучении дома часто такой алгоритм выпадает и, поэтому, у организма нет времени и действий, направленных на «подготовку» к обучению.
Полезно! Для детей очень важно выработать ритуалы, связанные с обучением или походом в школу. Они позволяют ребенку входить в «рабочий ритм» и придерживаться режимных моментов. Некоторые ритуалы могут быть очень полезными в общении детей и родителей. Например, обсуждение после школы того, как прошел день, значительно улучшает коммуникацию и взаимопонимание между родителем и ребенком.
- В-третьих, домашняя обстановка значительно отличается от школьной.
Под школьной обстановкой имеется в виду и социальное окружение ребенка (люди) и материальное (интерьер). У ученика не возникает желание садиться за уроки и выполнять задание, если рядом есть телевизор, планшет или телефон, на которых можно посмотреть мультфильмы, видео, поиграть в компьютерные игры. В отличие от дома, в школе нет удобного дивана и всех этих гаджетов, к которым есть доступ. К тому же, в школах есть звонки, которые действуют как условный сигнал призыва к обучению.
При этом нет учителя, который строгим тоном может возвратить ученика к реальности, что-то спросить или сделать замечание. Дома же есть мама, которая готова в любой момент принести покушать или, в еще лучшем случае, полная свобода в связи с отсутствием дома взрослых.
Трудности, с которыми сталкиваются родители во время дистанционного обучения
Исходя из того, что учеба дома и в школе отличается, могут возникнуть значительные трудности в организации дистанционного обучения. Среди наиболее частых трудностей:
— организация обучения детей младших классов, которые нуждаются в значительной помощи со стороны родителей;
— организация обучения нескольких детей школьного возраста (здесь основные трудности связаны с обеспечением гаджетами и местом для учебы);
— совмещение работы родителей и дистанционного обучения ребенка, контроль за детьми;
— контроль за правильным использование гаджетов для учебы (вместо уроков дети намного охотнее «зависают» в социальных сетях, ютубе или играют в компьютерные игры);
— помощь ребенку в выполнении домашнего задания и объяснении учебного материала;
— отсутствие у ребенка мотивации к обучению;
— семейные конфликты, которые возникают вследствие требовательности родителей и нежелания их детей учиться.
Как результат – испорченные нервы и нездоровая атмосфера в семье, которая негативно влияет на родителей и ребенка.
Полезно! Для того чтобы избежать семейных конфликтов по поводу обучения ребенка, всей семье следует выработать единую систему требований и правил. Очень важно, чтобы эту систему поддерживали все члены семейства (в том числе и бабушки, дедушки, братья, сестры). Тогда ребенок будет четко понимать, что от него хотят, и не будет иметь возможность манипулировать.
Как оптимально организовать дистанционное обучение детей дома?
Для того, чтобы дистанционное обучение вызывало как можно меньше проблем и эмоциональных затрат, следует подготовиться к этой форме обучения. В этом могут помочь такие подсказки:
- Создание режима активности-отдыха, который будет комфортный для ребенка и родителей.
Полноценное интеллектуальное развитие ребенка невозможно без физической активности. Прогулки на свежем воздухе или легкая физическая зарядка активизируют работу головного мозга и позволяют переключиться. Поэтому для ребенка в перерыве между уроками важно вставать с рабочего места, двигаться и, по возможности, выходить на прогулки.
- Организация места для учебы.
Рабочее место ребенка должно быть отделено от игровой зоны и быть удобным для учебы (в поле досягаемости должны быть расписание, тетрадки, ручки и учебники). Стол и стул должны быть удобными, но не очень мягкими, чтобы располагать к обучению, а не к отдыху.
- Обеспечить комфортные условия обучения.
Для того чтобы ребенок хорошо учился, важны такие условия, как температура в комнате, свежий воздух и достаточное количество солнечного света. Чтобы мозг не засыпал во время прохождения важного материала, важно постоянно проветривать комнату (оптимальная температура в комнате 18-20 градусов), обеспечивать достаточное освещение.
Интересно! Достаточное количество солнечного света очень важно в развитии ребенка, поскольку солнечный свет помогает вырабатывать витамин D и серотонин, которые отвечают за активность и хорошее настроение.
Советы, как мотивировать ребенка учиться в домашних условиях
Чтобы ребенок выполнял учебные обязанности и продолжал учиться на карантине, можно:
- Четко дать ребенку понять, что дистанционное обучение – это все равно обучение, которое нужно выполнять;
- Обсудить с ребенком (в соответствии с возрастом), почему нужно учиться и как успешность может повлиять на его будущее;
- Договориться о каких-то поощрениях (например, время на игры в планшете или возможность подольше поиграть с друзьями) за учебные достижения;
- Наличие систематического, но не жесткого контроля. Следует отслеживать то, насколько ребенок справляется с дистанционным обучением. Для этого можно помогать (по возможности) с выполнением домашних заданий, или обсуждать, как прошел учебный день, какие трудности возникали во время дистанционных уроков. В этом пункте также важен контроль освоения школьного материала со стороны учителя в виде контрольных и самостоятельных работ, которые постоянно проверяются и держат ученика в тонусе.
Но самая главная рекомендация – это обеспечение и ребенку, и родителям психологического комфорта, который заключается в минимизации негативных эмоций и рациональном подходе к организации обучения.
Компания «Мир Знаний» придет на помощь не только студентам, но и родителям, которых поставили в тупик домашние задания их любимых чад.